Ковроткачество в России

Русское народное ковроткачество

Русский народный ковёр — обширная и многоплановая тема, поскольку ковры (а также покрывала и одеяла, в ряде случаев также называвшиеся коврами, и половики, за таковые вовсе не считавшиеся) были любимы в народном быту, их активно создавали и использовали, ибо сам непростой климат подталкивал людей разного достатка и социального уровня обзаводится как функционально-значимыми коврами, так и красивыми украшениями интерьера. Ковры можно весьма условно разделить по типам узоров – геометрическому и цветочному; по наличию ворса – высоковорсистые, ворсистые, безворсовые; по технологии изготовления — ручного плетения, ручного вязания, ткачества и т.п.

Тип ковра с геометрическим орнаментом имеет более древние истоки. Он тесно связан с традициями узорного ткачества и во многом повторяет не только его мотивы, но и саму технику. Второй тип ковра сложился в XIX в. под влиянием городской культуры того периода, когда в интерьере дома большую роль стали играть цветочные мотивы, а у мастериц появилась возможность изучать образцы рисунков со всего света.


Деталь ковра. Конец XIX века. Рязанская губерния
Русский музей.

В крестьянском быту ковры нашли широкое применение. Необходимым элементом в доме были всевозможные половики, тропинки, дорожки с простым геометрическим орнаментом. Более нарядные и красочные ковры выполнялись для покрытия столов, лавок, сундуков. Особенной яркостью цвета и крупными узорами отличались изготавливаемые в большом количестве санные ковры. Определенная роль отводилась коврам и в обрядах.

Ковры пользовались большим спросом и у городского населения — в среде мещан, купцов, духовенства, дворян и интеллигенции. В ряде мест производство ковров носило промысловый характер. В XIX в. основными районами ковроделия, где было поставлено производство изделий не только для дома, но и на продажу, были Тобольская губерния в Сибири и южнорусские губернии — Курская, Воронежская, Саратовская, Пензенская, Тульская, Орловская и Рязанская.

На примере отдельных образцов из коллекции Русского музея (преимущественно из южных губерний центральной России) можно проследить типичные особенности ковроделия, общие для всех мест его производства, поскольку они при всем разнообразии отмечены стилистическим единством.

Наиболее интересна и разнообразна коллекция воронежских ковров. Она включает образцы гладких безворсовых изделий с геометрическим орнаментом и ворсовые цветочные ковры. Среди первых выделяются две группы произведений, созданных в слободах Рамонь и Урыв Коротоякского уезда Воронежской губернии.


Ковёр-дорожка. Фрагмент. XIX век. Рамонь Воронежской губернии
Русский музей.

Ковры из слободы Рамонь, вероятно, выполнялись по индивидуальным заказам, так как отличаются различными мотивами узоров. В одном из ковров нашли отражение некоторые элементы восточного орнамента. Вместе с тем в построении узора в виде чередования рядов повторяющихся геометрических мотивов, в четком сопоставлении разноцветного рисунка со светло-желтым фоном проявились характерные черты русских народных текстильных изделий. Ни один из рядов фигур не повторяется в цветовых сочетаниях, но при всей многоцветности ковры обладают удивительной цельностью композиции и общего декоративного решения.

Ковры из слободы Рамонь, как и другие подобные им гладкие безворсовые ковры, создавались на обычном горизонтальном станке, употребляемом для тканья холста. Основой для них служили льняные или конопляные нити, а в качестве утка — крашеные растительными, а в конце XIX в. и анилиновыми красителями нити из овечьей или коровьей шерсти. Применялись различные способы полотняного переплетения.


Ковёр-дорожка. Фрагмент. XIX век. Урыв Воронежской губернии
Русский музей.

В слободе Урыв Коротоякского уезда выполнялись ковры по принципу закладного ткачества. В этом центре, откуда ежегодно вывозили на ярмарки до двух тысяч изделий, сложился тип небольшого ковра вытянутой прямоугольной формы, получившего условное название «килима». Для него характерны всего две разновидности композиции узора. Первый — с рядом крупных городчатых ромбов в центре и полуромбами по сторонам, второй — с более мелкими такими же ромбами, расположенными по всему полю ковра в шашечном порядке. Обрамляет поле узкая кайма с узором из простых геометрических фигур. Всем воронежским «килимам» свойствен очень теплый колорит с преобладанием красно-оранжевого цвета, сочетающегося с фиолетовым и зеленым.

По характеру узоров близки воронежским рязанские безворсовые ковры. В них по разному используется излюбленный в русском народном ткачестве мотив ступенчатого ромба. Это может быть крупный узор из рядов соединенных шестицветных ромбов, контрастно выделяющийся на черном фоне. Или узор, в котором мелкие ромбы образуют на красном фоне сплошную косую сетку. Здесь на первый план выступают не сами ромбы, а образованные за счет уступов внутри них фигуры, подчеркнутые цветом.


А.Г.Алтухова. Ковёр (фрагмент). 1920-е годы. Тульская губерния
Русский музей.

Интересно, что подобные ступенчатые фигуры встречаются как самостоятельный мотив в орнаменте восточных ковров. Они являются также одним из элементов узоров оренбургских платков-«паутинок», известным под названием «татарского самоварчика». В архангельских половиках Шенкурского района такой мотив входит в состав уступчатого ромба — так называемого «пирога».

Во второй половине XIX в., наряду с геометрическими узорами, в русском народном ковре все больше места отводится растительным мотивам. В отличие от цветочного орнамента ковра городских и помещичьих мастерских первой половины века, для которого свойственны тонкие переходы светлых тонов, в крестьянском ковре второй половины столетия складывается узор в виде яркого цветочного орнамента на черном фоне.


Ковер. Вторая половина XIX века. Калач Богучарского уезда Воронежской губернии
Русский музей.

Характерная для того времени композиция состоит из крупного букета в центре и обрамляющей его каймы в виде цветочной гирлянды. При всем сходстве построения узора и цветовой гаммы, в котором преобладают красно-малиновые тона, в самом характере декора этих ковров есть существенные различия. Ворсовый ковер из слободы Калач Богучарского уезда Воронежской губернии с овальным букетом роз в центре и пышной рамой из рокайльных завитков и веток с кленовыми листьями близок «плафонным» композициям ковров первой половины XIX в. Наиболее богатый по цветовым оттенкам и строгий по своему облику, этот ковер, вероятно, предназначался для украшения стены или пола в городском интерьере.

В других коврах горящий ярко-малиновыми и зелеными красками крупный узор свободно раскинулся на черном фоне, почти целиком заполняя его. Переданные в декоративной форме розы в букете в сочетании с окружающими их маками, незабудками, колокольчиками и листьями создают радостный эмоциональный настрой, присущий произведениям народного искусства. Для конца XIX века было характерно стремление к детализации, конкретизации растительных мотивов, что приводило подчас к измельчению деталей.

При создании цветочных композиций ковровщицы часто пользовались выходившими в конце прошлого столетия печатными изданиями приложениями к журналам, где помещались рисунки для вышивок. Однако, отталкиваясь от какого-либо мотива, мастерицы непременно обогащали его своей фантазией и впечатлениями от живой природы. При этом они находили форму, выражающую декоративный характер коврового узора. «Тканье ковров производится по вышивальным узорам со всевозможными выдуманными работницами вариантами», писала изучавшая ковровые промыслы С.А. Давыдова.


Ковер. Вторая половина XIX века. Рязанская губерния
Русский музей.

Гладкие ковры с цветочными мотивами, так же как и с геометрическими — выполнялись в большинстве случаев на горизонтальном ткацком станке тем же способом полотняного переплетения. Этим объясняется линейно-плоскостное начало в их узорах.

Повсеместное распространение в России получили так называемые «махровые» ковры — разновидность ворсовых. Они создавались на вертикальных ткацких станках (в виде рамы), которые требовались для получения ворса путем навязывания узелков из шерстяной пряжи на нитях основы. Такая техника дает возможность передачи большого количества цветовых оттенков.

В начале XX века ковровые промыслы стали быстро угасать в связи с появлением фабричных изделий. Ковровые традиции продолжали передаваться в узком семейном кругу, но конкуровать с машинными коврами коллективы мастериц не могли. И через какое-то время русские деревенские интерьеры «украсились» синтетическими поделками с шаблонными узорами «а-ля восток».

Т. Б. Васильева

Следующая страница: Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм

• Главная • Рукоделие • Русское народное ковроткачество

Введение

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой — результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.

Знакомство с русскими народными художественными промыслами поможет понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа.

История русского ковроделия

Русское ручное ковроделие развивалось на протяжении многих веков, находясь в неразрывной связи с другими видами художественных ремёсел и отражая как общерусские, так и местные традиции народного декоративного искусства. С давних времён ковровые изделия широко вошли в быт нашего народа. Это определило то огромное разнообразие композиций, которое наблюдается в русских коврах как современных, так и старинных, сохранившихся до наших дней. В прошлом русские народные мастера ткали главным образом махровые и гладкие безворсовые ковры; в советское время большая часть артелей освоила производство высокоплотных ворсовых ковров.

Как давно зародилось на Руси ковроделие, определить трудно из-за отсутствия документальных данных. Однако обнаруженные при раскопках славянских захоронений XI-XII веков цветные шерстяные узорные ткани местного изготовления указывают на то, что в Киевской Руси узорное ткачество имело повсеместное распространение и было на высоком для того времени техническом уровне.

Обращаясь к истории славянских народов до монгольского ига, заселявших восточную и западную Европу, обнаруживаем ряд общих черт в их быту, обычаях, обрядах, в частности, общим для них являлось широкое применение узорных тканей и ковров при различных обрядовых церемониях. В летописях и других литературных источниках XI-XII веков в описании предметов домашнего убранства также чаще всего упоминается ковёр.

Так «… в ковре принесли тело убитого Олега; один из убийц Андрея Боголюбского выбросил для защиты тела по просьбе княжеского слуги ковёр».

Известно также, что, представляя большую ценность, ковры были предметом торговли с Западом и Востоком, входили в число посольских даров и наряду с другими художественными изделиями изымались как дань.

Ковры широко применялись для убранства жилищ и украшения храмов, причём обычай этот сохранился и в последующем столетии. Узорными тканями и коврами покрывали буквально всё: столы, лавки, укладки, сундуки, завешивали стены, устилали полы.

Большая потребность во всевозможных текстильных изделиях повсеместно вызвала к жизни различные мастерские. Известно, что в России задолго до появления мануфактурно-фабричного производства тканей и ковров при монастырских хозяйствах и крупных вотчинах существовали специальные вышивальные, ткацкие, ковровые домашние мастерские — так называемые светлицы, в которых крепостные мастера-умельцы делали всевозможные скатерти, убрусы (платок, полотенце), одеяла, ковры и другие изделия, необходимые для убранства дома.

Особенно большого совершенства достигли русские мастерицы XVI-XVII веков в изготовлении шитых ковров. В качестве основного фона они использовали дорогие привозные шёлковые ткани, бархат, парчу, которые расшивали золотом, серебром, жемчугом, цветным шёлком.

Наиболее характерной композицией для ковров того времени было выделение центрального поля, окружённого двойной или тройной каймой, к которой, в свою очередь, пришивалась бахрома. Середина ковра и кайма обычно делались из разных тканей, как по цвету, так и по структуре (например, из атласа и бархата). Середина и кайма украшались «травным узором», часто в него вплетались изображения птиц и животных.

В крупных вотчинных мастерских имелись специальные художники — «травники», создавшие многочисленные узоры для тканей. Узор обычно рисовался на бумаге и прикладывался к материи. Мастерицы выметывали узор по контуру, а затем расшивали его шёлком и золотом по своему вкусу.

В истории русского ковроделия ковры XVI в. занимают значительное место. По ним мы можем познакомиться с творчеством художников и мастеров, выполнивших шитые и тканые ковры для убранства княжеских и боярских хором; с ними связано рождение русского национального цветочного ковра, получившего развитие в последующие столетия.

Не меньший интерес представляют указания о производстве в XVI-XVII веках гладких и махровых санных ковров, попон и тому подобных изделий. Так, английский путешественник Антоний Дженкинсон, посетивший Россию в 1557-58 годах, указывает на традиционный обычай покрывать сани ковром.

Расширение внешней и внутренней торговли в течении XVI-XVII веков обусловило значительное развитие самых различных ремесел, как в городах, так и в сёлах, расположенных на торговых путях. Наряду с изготовлением всевозможных художественных изделий, таких как сольвычегодские эмали, холмогорская резная кость, великоустюжская чернь и другие, возникло немало производств, связанных с обслуживанием ямского промысла. К их числу относится изготовление саней, телег, дуг, колёс, сбруй, а также попон, шатров, войлоков, вожжей, дорожных и санных ковров, тулупов и других предметов, необходимых для дороги.

С торговыми путями, безусловно, связанно возникновение многих ковровых центров: в Западной Сибири (в Тюмени, Тобольске); по берегам Волги (в Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле); на юге (в Курске, Воронеже, Харькове, Чернигове); на севере (в Архангельске, Пинеге, Вологде); на Урале (в Шадринске и многих других сёлах и деревнях)

Немало вырабатывали крестьяне и ковров, попон, дорожек, тропинок, предназначенных для украшения дома и исполнения различных обрядовых церемоний. Известно, например, что в ковры заворачивали тело умершего, на коврах благословляли невесту или крестили новорождённого ребёнка, желая предохранить его от злых духов. Специальные ритуальные ковры и по сей день можно встретить в отдалённых сёлах России, Украины, Белоруссии.

О художественном оформлении изделий крестьянского и ремесленного производства XVI-XVII веков можно судить лишь по крайне скупым упоминаниям современников, а также по сохранившимся в архивах описям имущества монастырей и частных лиц. Однако тот факт, что дошедшие до наших дней крестьянские ковры первой половины XVI в. близки по своему художественному оформлению указанным в описях, позволяет установить характер для крестьянского искусства преемственность узоров, которая, очевидно. Существовала и в более ранние периоды. Эта преемственность обнаруживается и в орнаментальных мотивах, и в принципах композиции, и в колорите народных тканей и вышивок.

В ковроделии XVIII-XIX веков, как и в предшествующее столетие, ясно прослеживается две основные линии развития: одна из них связана с деятельностью помещичьих мастерских и фабрик, которых к этому времени насчитывалось довольно много, другая — с крестьянским домашним производством и промыслами.

Изделия помещичьих фабрик и мастерских предназначались главным образом для убранства дворцов и домов знати. В художественном оформлении этих ковров наиболее ярко отражался дух эпохи, так как выполнялись они в соответствии со стилем архитектуры и убранства домов. При этом с возникновением какого-либо нового стиля узоры ковров, их композиция и колорит неизбежно претерпевали изменения.

Крестьянские ковры представляли массовую дешёвую продукцию, потребляемую ямщиками и извозчиками, а также используемую для украшения жилища. В их оформлении можно увидеть связь с домашними узорными тканями и вышивками.

Весьма важным событием в истории русского ковроделия XVIII столетия была организация Петром I в Петербурге в 1717 г. Императорской шпалерной мануфактуру, которая положила начало мануфакторно-фабричному производству ручных ковров в России. В городах и помещичьих усадьбах возникает большое число ковровых фабрик.

Наиболее крупные фабрики были в Москве, Курске, Тамбове, Туле, Петербурге, Нижнем Новгороде, Арзамасе и других городах.

Усадебные и ковровые мастерские представляли собой производство мануфактурного типа, основанные на ручном труде. В них изготовлялось несколько видов ковров: гладкие, махровые, «бархатные», и булавчатые (выполнялись на ручных горизонтальных станках, при этом ворс получался за счёт основы при помощи прутков).

Ковры усадебных и городских фабрик и мастерских по технике исполнения выглядели значительно проще изделий Императорской шпалерной мануфактуры. Однако их производство было весьма трудоёмким, требующим кропотливого труда и больших профессиональных навыков, умения выткать рисунок, подготовить соответствующую цветовую пряжу.

Изготовление ковров из пряжи собственного домашнего производства и окраска её местными и покупными растительными красителями было характерно для многих мелких помещичьих мастерских, в то время как более крупные заведения и мануфактуры наряду с употреблением отечественного сырья выписывали пряжу и красители для особо дорогих ковров из-за границы. Некоторая попытка механизации производства ковров была предпринята в начале XIX в. крестьянином Андреевым, который сам изобрел, пять многоосновных станков. На этих станках вырабатывалось до 1500 аршин ковров. К сожалению, в 1812 г. фабрика Андреева сгорела и не была восстановлена.

Сохраняя общие черты стиля декоративного искусства конца XVIII — первой половины XIX веков, выражающиеся в художественной ясности и простоте архитектурного оформления интерьера, в строгих очертаниях мебели, ярких лаконичных рисунках тканей, ковры в отличие от других видов декоративного искусства были наиболее красочными и узорными. Их композиции, основывающиеся на принципах классического искусства, отличались выразительностью рисунка растительного орнамента, необычайной красотой цветовых сочетаний.

Наиболее типичными для фабричных ковров конца XVIII — начала XIX вв. являются плафонные композиции с выделенным в центре овалом или кругом. По основным членениям плоскости, орнаментальным мотивам и колориту они близки к росписям на потолках. Использование в коврах, расстилавшихся на полу, плафонных композиций не было случайностью. Это подсказывалось принципами оформления интерьера.

Наряду с помещичьими и купеческими ковровыми фабриками, на которых работали в первую очередь приписные крестьяне и отчасти вольнонаёмные рабочие, производство ковров существовало во многих женских монастырях, среди городских мещан и сельского населения. В деревнях до отмены крепостного права ковроделие было развито главным образом среди государственных и монастырских крестьян.

Распространение ковроделия именно в среде русского крестьянства объяснялось тем, что государственные и монастырские крестьяне жили более обеспеченно, чем крепостные, имели некоторые запасы собственного сырья — шерсти, льна, конопли, для организации всевозможных домашних ремёсел: ткачества, вязания, вышивок, ковроделия как для собственного употребления, так и на продажу. Развитие побочных сельскому хозяйству отхожих промыслов и домашних ремёсел вызывало отчасти необходимостью уплаты государству денежных налогов.

«Знакомство с историческим наследием России» (Ковры и ткани в русской избе).

Наталья Максакова
«Знакомство с историческим наследием России» (Ковры и ткани в русской избе).

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми

старшей группы на тему:

«Знакомство с историческим наследием России»

(Ковры и ткани в русской избе).

Цель: Продолжать знакомить детей с историческим наследием и культурой России; приобщать детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадок, пословиц, поговорок).

Задачи интегрируемых образовательных областей:

• «Познание»

-воспитывать интерес к народному творчеству, гордость за мастерство русского народа.

• «Коммуникация»

-развить навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

• «Социализация»

-воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

• «Музыка»

-продолжать развивать у детей интерес к народной музыке.

• «Художественная литература»

-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

• «Физическая культура»

-формировать навыки правильного выполнения движения по тексту.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Плетеный ковер, листы двухсторонней бумаги (заготовки, сделанные воспитателем, нарезанные полоски двухсторонней бумаги (разных цветов, цветные распечатки фотографий русской избы, ее убранство, образцы разных тканей.

Ход НОД:

Организационный момент

Звучит подборка из русских мелодий («Гимн России», «Калинка», «Сударыня»)

-Ребята, музыку какого народа вы сейчас услышали?

-А в какой стране живет русский народ?

-Правильно ребята, в России!

Про нее и будет сказ –вы послушайте сейчас.

(дети проходят и садятся на стульчики)

Основная часть

-Дети, посмотрите внимательно, что за карточки лежат у вас на столах? Ответы детей. (Фотографии.)

-Правильно, дети, это фотографии. А что изображено на этих фотографиях?

Ответы детей. (Разные предметы быта, перечисляют их.)

-Правильно, а как вы думаете, где эти предметы могли находиться?

Дети размышляют, дают свои ответы.

-Эти предметы находились в русской избе. Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. В женском углу и расположились полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: «бабья дорога – от печи до порога». А еще посмеивались: «баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает» (со страху). А на полу обязательно лежали ковры. Вот про них мы сегодня и поговорим, и даже сделаем каждый свой.

Выносится небольшой ковер, который дети могут рассмотреть и потрогать.

-В крестьянском быту ткани практически не использовались. Лишь несколько столетий назад в русской избе появились деревянные полы, а, следовательно, и минимальное мебельное наполнение, но даже в этом случае вместо постельного белья использовали солому и выделанные шкуры животных. Но для украшения избы по праздникам использовались ткани, ковры.

Ковры широко применялись не только для покрытия столов, лавок, сундуков и другой мебели, но и для украшения оконных и дверных проемов. (окон и дверей.)

-А у вас дома есть ковры? А какие?

Дети отвечают, рассказывают и показывают узоры ковров у них в доме.

-Ковры бывают круглые, квадратные, овальные и даже длинные прямоугольные. Вот посмотрите какой замечательный узор на этом коврике. (Показывается фотография коврика.)

-Вот узор по кругу вьется, хороводом он зовется.

Чтоб ребятам не скучать, приглашаю отдыхать!

Игра-хоровод «Мы в кружочек встали» (под русскую народную музыку)

Вот и кончилась игра, за работу, мастера!

Дети садятся за столы, педагог демонстрирует образец коврика из бумаги. Раздаются заготовки цветной двухсторонней бумаги. Предлагается выбрать цветные полоски, разрезанные из бумаги. Дети сами подходят к столу с нарезанными полосками и берут те цвета, которые хотят. Затем садятся на свои места и воспитатель объясняет выполнение работы).

С чего вы начнете работу? (повторение алгоритма работы)

-Чтоб красиво все создать, надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика (под музыку)

Ручка правая у нас пальчики сжимает,

этой ручке точно в такт голова кивает.

Ручка левая у нас пальчики сжимает,

этой ручке точно в такт голова кивает.

Ручка правая у нас левую сжимает,

ручка левая у нас правой отвечает.

Две руки теперь у нас пальчики сжимают,

Эти ручки мастерам очень помогают!

Мы возьмемся все за дело,

и работа закипела!

Дети принимаются за дело.

Продуктивная деятельность (самостоятельная работа детей, педагог оказывает индивидуальную помощь)

В процессе самостоятельной работы играет тихая народная музыка.

Заключение, подведение итога:

-Ай да чудо-мастера,

получилась красота!

Был ковер совсем невзрачный,

стал красавец настоящий!

Цвет красивый, расписной,

полюбуйтесь – вот какой!

Пусть на выставке висит –

красотой всех удивит! (Работы экспонируются на выставке)

Молодцы, красивые сделали ковры! Продолжайте творить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *