Какой яхтный лак лучше

Яхтный лак для работ по дереву

Из всех видов финишных отделок для древесины яхтный лак считается одним из самых износостойких и долговечных, а значит, наиболее предпочитаемых. Изначально им покрывали корпуса и детали оснастки деревянных парусников, лодок, яхт для обеспечения влагоотталкивающих свойств и предохранения материала от воздействия грязи, ветра, солнца, преждевременного разрушения.

Свойства и химический состав

Название «яхтный» или «яхтенный», «корабельный», «палубный» применительно к лаку стало показателем высокой практичности и используется многими производителями уже как маркетинговый ход. Популярность отделки возросла. И дело не в том, что покупатели стали массово обзаводиться парусным водным транспортом, а в применении этого вида покрытия для ремонта в домах и квартирах. Эксплуатационные качества яхтного лака считаются на порядок выше, чем у традиционных средств, предназначенных для покрытия пола, мебели и дверей.

В целом эти виды лакокрасочных материалов более устойчивы к воздействию влаги, прочнее, эластичные, выдерживают значительные перепады температуры. Но, выбирая их для покрытия поверхностей внутри помещений, нужно помнить о важном недостатке — сильной токсичности. Не предназначенные изначально для бытовых домашних нужд, яхтные лаки, кроме органических смол, содержат в качестве растворителей ядовитые химические соединения: толуол и ксилол. Вещества в ходе работ и после нанесения легко испаряются. Толуол, распадаясь на карбон и водород, вызывает сильное раздражение слизистой глаз и органов дыхания, слезотечение, резкие головные боли, тошноту. Ксилол способен проникать в организм не только через легкие, но и через кожу. Токсичные испарения происходят в течение некоторого времени после полного высыхания поверхности. Накапливаясь, он вызывает заболевания внутренних органов и нарушения функций нервной системы. По этой причине во время проведения работ требуется обеспечивать полноценное проветривание, нельзя использовать подобный лак для покрытия мебели в детской, спальне или кухне или обширных площадей в помещениях дома, не имеющих должной вентиляции.

Виды

В зависимости от основы, насчитывается несколько видов яхтного лака, отличающихся эксплуатационными характеристиками:

  1. Алкидный. Из-за невысокой стоимости является популярным, но не самым безопасным. Содержит уайт-спирит, бензольные соединения, толуол в большом количестве, обладает тяжелым резким запахом. На протяжении всего срока эксплуатации покрытая им поверхность испаряет химикаты, поэтому использовать такой лак можно исключительно для внешних работ: покрытия деревянных ограждений, крыш, беседок. Срок службы составляет около 5 лет при умеренной механической нагрузке.
  2. Алкидно-уретановый. Обладает схожими с предыдущим материалом качествами, быстро сохнет, содержит в составе пластификаторы, подходит для обработки мягких пород дерева. Чрезвычайно токсичен, применяется только для наружных работ.
  3. Уретан-алкидный. В составе преобладают уретановые соединения, препятствующие быстрому испарению летучих токсинов, поэтому менее опасен для здоровья. Устойчив к перепадам температур, пластичен. Этот вид палубного лака неплохо подходит для покрытия пола внутри помещения, может использоваться для систем с подогревом, так как не растрескивается. Срок службы — до 10 лет.
  4. Акрилатный. Этот вид наименее токсичен, состоит из водорастворимых компонентов, хорошо подходит для внутренних работ. К недостаткам относится довольно высокая стоимость и небольшая влагостойкость. Покрывать таким лаком корпуса парусников и лодок нельзя, маркировка «яхтенный» производителями продукта наносится как показатель высокого качества исключительно в маркетинговых целях.

По степени блеска выделяют глянцевые, полуглянцевые и матовые лаки. Применение последних более обоснованно, если обрабатываются большие площади пола в светлых помещениях, технические постройки. Кроме того, на матовых поверхностях меньше видна пыль, мелкие трещины и дефекты, а глянец подчеркивает все неровности и недостатки, подходит для декоративной отделки или покрытия пола в небольших и затемненных комнатах. В остальном выбор зависит только от вкуса. На технические характеристики отражающая способность материалов не влияет. Ассортимент многих производителей включает пигментированные лакокрасочные средства для покупателей, предпочитающих цветную колеровку.

Производители и ценовая политика

Выбирая палубный лак для пола и других древесных поверхностей, нужно учитывать такие параметры продукта, как: влагостойкость, устойчивость к истиранию, перепадам температуры, механической нагрузке, эластичность, токсичность, декоративные качества. Нужно помнить, что этот вид покрытия уступает в прочности обычным лакам для паркета, хотя и превосходит последние по водоотталкивающим свойствам.

Безопаснее предпочесть продукцию проверенных и зарекомендовавших себя торговых марок:

  • Глянцевый лак для дерева германской фирмы Альпина (Alpina Yacht) — на основе алкидных смол, отличается высокой прочностью, устойчивостью к соленой и пресной воде, неблагоприятным атмосферным условиям, долго не желтеет. К недостаткам относится длительное высыхание. Цена продукта: 600–700 руб. за банку емкостью 2 л.
  • Уретан-алкидный корабельный лак Евротекс (Eurotex) российского ЗАО «Рогнеда» — подходит для внешних и внутренних работ, устойчив к ультрафиолетовому облучению, истиранию, содержит фунгицидные и биоцидные добавки, быстро высыхает. Стоимость стандартной банки 2 л около 450 руб.
  • Алкидно-уретановые яхтные лаки Неомид (Neomid Yacht) российского производства имеют высокую износостойкость, хорошо переносят воздействие воды, солнца, низких температур. Цена: 190-250 руб.
  • Лаки известной турецкой марки Marshall (Protex — глянцевый алкидно-уретановый и Protex Yat Vernik — матовый уретаново-алкидный) предназначены для внешней отделки, эластичные, прочные и влагостойкие. Стоимость: 300–400 руб.

  • Алкидный отечественный лак фирмы Престиж неплохо подходит для наружных работ, создает глянцевое покрытие, быстро сохнет, имеет бюджетную стоимость: 160-200 руб. за 1 л.
  • Глянцевый яхтный лак Parade L20 российского производства на алкидно-уретановой основе для наружных работ, долго не желтеет, устойчив к высокой влажности. Цена 1 л продукта составляет около 270 руб.

Проведение работ

Перед нанесением лака на пол или другие поверхности свежие доски тщательно очищают, шлифуют, обметают мусор. Перед началом работ жидкость перемешивают, доводя до однородности, при необходимости разбавляют уайт-спиритом или другим подходящим растворителем. Покрытие наносят валиком, кистью или с помощью специального краскораспылителя. Работы производят только при положительной температуре атмосферного воздуха — при 15–30°С и средней влажности. При этом обязательно защищают руки и органы дыхания. Для наружной обработки древесины выбирают теплую, но не жаркую погоду без сильного ветра и осадков.

Очищенную деревянную поверхность обрабатывают разведенным 20-процентным лаком или подходящей грунтующей смесью. Когда нижний слой просохнет, материал еще раз шлифуют мелкообразивной бумагой, удаляя возможные выявленные шероховатости, и наносят новый слой, уже не разбавляя лак. В зависимости от плотности отделки требуется двухслойное или трехслойное нанесение. Если древесина была залакирована раньше, счищать старое покрытие необходимо только в случае его растрескивания. Когда состояние древесины требует простого обновления, сначала опробуют отделку на небольшом малозаметном участке. Если в течение нескольких суток после высыхания лак не вздулся и не отслоился, можно покрывать им всю поверхность в 2 или 3 слоя, каждый последующий только после полного высыхания нижнего. Время сушки материала — в среднем 4–8 ч. Между нанесениями для прочности можно шлифовать абразивом. Расход яхтного лака на 1 м² составляет около 100 мг. Для успешного высыхания следует оберегать поверхность от прямых солнечных лучей, нагревания электрическими приборами и влаги. Полное затвердение покрытия занимает от 4 до 7 дней.

Остатки материала нельзя хранить на морозе или вблизи отопительных приборов, запрещено выливать из в канализацию.

Особенности применения яхтенного лака для обработки дерева

Яхтный лак (палубный, корабельный) – это состав для обработки любых поверхностей из дерева, но основное назначение именно для пропитки им классических яхт на деревянной основе. Этому послужили высокие качества водостойкости.

В зависимости от состава и токсичности, яхтенные лакировочные смеси можно использовать для наружных и внутренних работ по дереву, хотя больше всего эксплуатируются они вне помещения из-за своей токсичности.

Особенности

Обладая высокой устойчивостью к водной среде, яхтные смеси с самого начала предназначались для покрытия ими корпусов речных и морских судов. Высокие водостойкие характеристики обеспечены очень вредным токсическим составом в представлении двух элементов – толуол и ксилол. Они оказывают пагубное действие на организм. Это не всегда останавливает потребителя, материал начинают использовать внутри помещения.

  1. Толуол – это бензольное соединение с повышенной летучестью, в основе которого лежит водород и карбон. Вред человеку наносится путем вдыхания его токсичных паров. Среди признаков отравления выделяют головокружение, раздражение слизистых носа, глаз, в тяжелых случаях происходит отекание легких. Толуол действует медленно за счет слабого испарения, но продолжительное воздействие очень опасное.
  2. Ксилол действует на человека не только посредством дыхательной системы, но и кожных покровов (попадает через поры). Симптоматика отравления якро выражена, при длительном действии ксилола человек сильно переутомляется, испытывает стрессовое состояние, в худших случаях поражаются внутренние системы организма, формируются раковые образования.

Цена, качественные показатели и фирма-производитель не могут уберечь вас от опасности яхтного лака на организм. Вредное влияние обусловлено составом лака, необходимым для обеспечения технических характеристик. Использовать корабельный лак рекомендуется только для наружного применения.

Бензольные соединения легче воздуха, при испарении они сразу подымаются вверх, не оказывая токсического влияния на организм, или же действуя минимально. Несмотря на это, средства индивидуальной защиты обязательны.

Классификация яхтных лаков

Виды можно классифицировать:

  • по внешнему виду;
  • химическому составу;
  • по фасовке.

По внешнему виду яхтенный лак бывает матовым и глянцевым.

  1. Матовые покрытия отмечаются отсутствием эффекта глянца и блеска, меньше пачкаются, визуально загрязнения на них менее заметны.
  2. Глянцевый эффект под воздействием световых лучей (искусственных или солнечных) проявляет свой блеск, это смотрится очень эффектно.

Отличий по характеристикам у обоих эффектов не будет.

По фасовке различают баночный и аэрозольный лак в баллончиках. Аэрозольный более практичен в применении. Позволяет добраться до труднодоступных мест. Емкости по объему очень малы по сравнению со стандартными банками, при этом цена на них выше.

Химический состав является определяющим фактором при выборе. В зависимости от него будет дан зеленый или красный свет в сторону применения яхтного лакокрасочного материала для внутренних работ.

По составу и методу изготовления корабельные составы бывают алкидными, уретан-алкидными, алкидно-уретановыми и акрилатными.

Алкидный

Алкидный лак применяется только для наружных работ из-за высокой токсичности (в составе имеется бензол). Его пары испаряются не только во время работы с материалом, но и продолжительное время после засыхания на поверхности. Вредные испарения будут постоянно в небольших дозах действовать на человека. В составе имеются растворители на органической основе (Уайт-спирит). Материал по цене недорогой, вредный, с продолжительным сроком службы – до 5-ти лет.

Уретан-алкидный

Подходит для внутренних работ за счет уменьшенной дозы растворителя в химическом составе и наличия уретановых пластификаторов, которые уменьшают выделения токсических паров.

Уретан-алкидный материал устойчив к температурным скачкам, поэтому может наноситься на пол с подогревом.

Алкидно-уретановый

Отличается малым сроком высыхания и слишком токсичен. Использовать можно только в наружных условиях вне помещения, ведь когда лак засохнет, все равно его компоненты будут испаряться. Цены на алкидно-уретановую категорию меньше, чем уретан-алкидную.

Акрилатный

Самый безопасный состав, содержитсяе минимум токсических составляющих, но и высокая цена. Материал нельзя прямо отнести к яхтному из-за отсутствия высоких водостойких характеристик и показаний к применению для обработки деревянных судов. Несмотря на это, акрилатные смеси могут маркироваться в качестве лака для яхт, это делается с целью манипуляции для обеспечения повышенных продаж.

Это отличный лак для внутренней обработки.

Области применения

Яхтный лаковый материал можно применять не только для деревянных судов, но и других изделий из дерева. Будут ли это наружные или внутренние работы зависит от химического состава, технологии изготовления.

  • Можно обрабатывать мебель из дерева, различные садовые сооружения. Лак придаст им красивый вид, увеличит срок службы. Имеет высокую устойчивость к погодным явлениям (дождю, снегу). Выбрав матовый лак, мебель будет более практична и меньше пачкаться, нежели глянцевый состав.
  • Применение яхтного лака для напольных покрытый внутри помещения лучше избегать. Химический состав будет долгое время испаряться и оказывать влияние на человека, ухудшая общее самочувствие. Для внутренних работ стоит выбрать уретан-алкидные или акрилатные материалы ввиду их меньшей токсичности.
  • Широкое применение получено для обработки каркасных коттеджей. Это обусловлено отсутствием необходимости дополнительной пропитки противогрибковыми материалами. Лак очень устойчив к атмосферным явлениям.

Лучшие представители корабельных лаков

Приведем некоторые известные наименования из каждой категории.

  1. Alpina Yachtlack. Марка совместного изготовления стран России и Германии. В составе большое количество полиуретановых добавок. Используется в качестве корабельного средства. Имеет высокие противоударные и защитные свойства. Это прозрачный лак с высокой степенью токсичности, длительным сроком высыхания (до 72 ч). Цена за 2-х литровую емкость составляет от 600 до 700 р.
  2. Belinka Yacht. Производитель дает потребителю широкий выбор типа засохшей пленки. Лак представлен в матовом, полуматовом и глянцевом эффектах. К достоинствам лакокрасочного покрытия относятся высокая прочность, механическая устойчивость, отсутствие изменения внешнего вида со временем. Недостатками является большой расход, из-за необходимости наносить покрытие тремя слоями (иногда 4), повышенная токсичность. На 1 кв.м. покрытия потребуется от 100 до 180 мл ЛКМ.

Уретан-алкидные

  1. Premia от российского производителя «Ярославские краски». Хорошо защищает дерево от воздействия солнечных лучей (древесина не выгорает). Из-за более низкой концентрации растворителя в составе, яхтный лак этой марки получил применение и для покрытия полов. К достоинствам относятся быстрый срок высыхания, отсутствие разводов, полос при нанесении и после засыхания. Среди недостатков выделяется ценовая политика. При соблюдении условий хранения лак будет годен в течение до двух лет после открытия банки. Расход на 1м2 составляет примерно 110-130 г вещества. Выпускается в глянцевой, матовой и полуматовой форме, примерная цена за 1 л каждой 270, 320 и 280 рублей соответственно.
  2. Eskaro Marine Lakk. Изготавливается эстонским производителем. По хим. составу это уретан-алкидное соединение, по консистенции напоминает гель. Имеет глянцевое покрытие с эффектом блеска. Защищает древесину от механических воздействий и придает ее слоям визуальную подчеркнутость. К минусам относятся высокий расход (необходимо 3 слоя покрытия) и стоимость.
  3. Яхтный лак Тиккурила (Tikkurila). Представлен тремя наименованиями, в зависимости от состава и конечного визуального эффекта. Так, выпускается глянцевый акрилатный лак Supi Saunsuoja, полуглянцевый уретан-алкидный Unika Super и такой же матовый. Расход у всех наименований одинаковый – от 1 литра на 10-12 квадратных метров. Цена берет начало от 550 российских рублей.
  4. Marshall Protex Yat Vernik. В отличие от Marshall Protex, в основе использованы уретан-алкидные компоненты. Состав хорошо противостоит истиранию и влаге. Для 11-12 кв.м. дерева требуется 1 л лака. Стоимость начинается с отметки в 440 р/л.
  5. Яхтный лаковый материал Евротекс (Eurotex) от производителя РФ «Рогнеда». Применять допустимо для внутренних работ и внешних. Хорошо переносит воздействие УФ-лучей, износостойкий и быстросохнущий. За 2-литровую емкость придется заплатить примерно 240 р.

Алкидно-уретановые

  1. Poli-R. Используется в качестве яхтного материала и для обработки наружных изделий. В состав включены УФ-фильтры, поэтому имеется устойчивость к солнечным лучам, механическим факторам. У марки Poli-R масса преимуществ – это очень долгий срок службы (до 9 лет), срок высыхания около 1 ч., небольшой расход на 1м2, а разбавляется всем известным Уайт-спиритом. Недостаток заключается в возможности пожелтения лака со временем.
  2. Радуга-Maler. Обладает высокой водостойкостью и отличным сцеплением с обрабатываемой поверхностью, устойчив к изменению температурных показателей, не имеет резкого запаха. По консистенции яхтный лак имеет повышенную густоту. При нанесении ложится ровными слоем, не имеет разводов. Визуально придает более отчетливый вид дереву. Не меняет окрас, не наблюдается пожелтение и тусклость. Существенный недостаток – высокий расход на кв. метр поверхности, требуется наносить материал в 3-4 слоя.
  3. Maxima Yacht Varnish. Не обладает водостойкими качествами, поэтому для обработки подводной части судов не предназначен. Используется для обработки поверхности, не контактирующей с водной средой. Переносит высокие температуры. Визуально имеет матовый эффект. Наносится малярной кистью или краскораспылителем, предварительно разбавленным для него растворителем Уайт-спиритом.
  4. Marshall Protex для применения на наружной местности. Для покраски 13-14 кв. м. площади потребуется 1 литр вещества. Цена начинается от 300 рублей за 1 литр. Имеет глянцевый вид.
  5. Российский производитель Неомид (Neomid) выпускает алкидно-уретановый лак под маркой Neomid Yacht, имеющий глянцевый блеск, полу или полностью матовый эффект. Материал очень устойчив к истиранию, воздействию воды, солнечных лучей, других атмосферных явлений. Стоимость начинается с цены в 190 рублей, а расход составляет 100-130 г на 1 кв. м.
  6. Parade L20. Производится в России. За основу взяты алкидно-уретановые компоненты. Со временем не меняет внешний вид, отсутствует пожелтение, хорошо переносит повышенный уровень влажности. За литровую емкость придется заплатить ~270 р.
  7. Производитель под именем Престиж выпускает яхтный ЛКМ под таким же наименованием. Это алкидный материал для наружных работ с быстрым временем высыханием, низкой ценой в 160 р/л. Литра хватит на покрытие 7-9 кв. м. пола.

Полиуретановые

Полиуретановые лаки применяются не только для деревянных поверхностей. Их можно наносить на металлические конструкции, что связано с отличными адгезионными свойствами (сцепляются с любыми поверхностями).

  1. Johnstones Yacht Varnish. Лак английского производства. Подходит для наружных работ из-за химического состава и большого количества вредных испарений. Можно окрашивать дерево, фасадные материалы – камень, кирпич. Обладает высокими механическими качествами. Стойкий к температурным перепадам, солнечному излучению. Дорого стоит, токсичен.
  2. Rolax. Лак украинского производства. Предназначен для обработки деревянных, металлических конструкций. В составе имеются наполнители для защиты от грибка и плесени. Продлевает срок службы дерева за счет остановки процессов гниения. После высыхания поверхность блестит за счет эффекта глянца. Недостатки – долго сохнет, неприятный запах.
  3. Symphony Hardwood. Обладает очень сильным водостойким качеством. Это обусловлено химическим составом, который сохнет около 2 недель. Возможно применение в бытовых условиях. Добавляются красящие пигменты для придания нужного оттенка. Засохший состав может иметь глянцевый блеск или матовое покрытие.

Процесс нанесения яхтенного лака

Лакировочные работы начинаются с предварительной обработки деревянной поверхности. Сюда включают очистку древесины от грязи, пыли, пятен жира, масел. При наличии грибковых, плесневых образований их удаляют, а дерево пропитывают специальными пропитками антисептиками.

Дерево обязательно должно быть гладким и без ворсинок. Выполняется обработка наждачной бумагой или шлифмашиной с мелкозернистой насадкой. При влажности больше 20%, древесина подвергается сушке.

Дерево обладает очень сильным впитывающими свойствами, поэтому его предварительно нужно загрунтовать, чтобы обеспечить минимальный расход яхтенного лакировочного материала. Перед обработкой всей поверхности, желательно проверить, как ляжет лак. С этой целью выбирается небольшой участок дерева и делается его обработка.

Наносить яхтные лаки можно всеми способами:

  • кистью;
  • валиком;
  • краскопультом.

Способ нанесения зависит от предпочтения, финансовой возможности, наличия труднодоступных мест.

После вскрытия емкости, материал хорошо перемешивается деревянной лопаткой или дрелью с насадкой. Это предотвратит в будущем расслаивание высохшего состава из-за его неоднородности. Для придания лаку удобной по консистенции и густоте формы, добавляется растворитель. Чем можно разбавить, лучше узнать с инструкции по применению или на упаковке.

Растворители:

  1. Уайт-спирит;
  2. раствор скипидара;
  3. сольвент;
  4. для алкидных лаков в качестве разбавителя подойдет чиста вода.

Наносить необходимо при заданном температурном режиме – от +15 до +30°С.

Первый слой будет сохнуть от 2 до 6 часов. Срок образования пленки зависит от химического состава. Точный срок лучше узнать в инструкции. Проверить, произошло ли засыхание, можно спустя несколько часов методом отлипа – прислоните палец в перчатке и, если он не прилипнет, можно наносить второй слой покрытия.

Перед каждым новым слоем, для улучшения сцепления, предыдущий шлифуют наждачкой.

Выполнение работ по наружной отделке может проводиться без средств индивидуальной защиты. Но это не рекомендуется в связи с возможным риском попадания лака на кожу, слизистые глаз и рта. Испарения бензольных компонентов сразу подымаются вверх по причине малого веса в сравнении с воздухом. А вот использовать защитные средства (очки/маску, перчатки, респиратор, костюм/комбинезон) для внутреннего лакирования обязательно.

Рассматриваемый лакокрасочный материал преимущественно применяется только в наружных условиях. Это обусловлено высокой токсичностью и вредным воздействием на организм через испарение паров. Если лак назвали яхтенным, логично предположить, что он произведен для окрашивания деревянных судов.

Не стоит идти против правил, пытаться обработать внутренние поверхности квартир и домов только потому, что яхтовый лак имеет очень мощные технические характеристики.

Как покрыть пол яхтным лаком

Яхтный лак — это отделочный материал, предназначенный для окраски деревянных поверхностей морских и речных судов. Но не так давно его стали использовать строители в качестве финишного покрытия полов, стен и потолков снаружи и внутри помещений. Причиной этому являются высокие показатели влагостойкости материала. О том, как покрыть пол яхтным лаком, вам расскажет данная статья.

Свойства яхтных лаков

Яхтный лак изготавливается из высококачественных смол, специальных добавок и органических растворителей. При высыхании нанесенного состава на поверхности деревянного материала образуется пленка, которая обладает определенными защитными свойствами: лакированные детали прекрасно сохраняют свой внешний вид во влажных атмосферных условиях, при химическом воздействии, не выгорают от солнечного света, не боятся истирания и т.п.
Однако, ориентируясь только на название этого типа лакокрасочных материалов, особо надеяться на то, что яхтные лаки способны качественно и надолго защитить любую деревянную поверхность, не стоит. Это верно, что надежность такого лака выше, чем обычного, но следует помнить, что он, прежде всего, защищает конструкцию от влаги, а его прочностные показатели отходят при этом на второй план. Например, обычный паркетный лак более стоек к механическим нагрузкам.
Чтобы добиться наилучших эксплуатационных характеристик лаков, при их создании многие производители используют довольно токсичные растворители. К их числу относятся ксилол и толуол. Первый из них относится к сложным бензолам, его пары могут проникать в организм человека не только через органы дыхания, но и через кожу, вызывая его отравление в виде нервных расстройств и внутренних болезней.
Что касается толуола, в его состав входят водород и карбон. Эти летучие соединения смешиваются с воздухом, а затем усваиваются организмом, вызывая головокружение и раздражение слизистых оболочек. Опасность толуола заключается в том, что испаряется он довольно медленно, поэтому воздействие его паров достаточно длительное.
Одним из основных преимуществ яхтных лаков является их эластичность, а существенным недостатком — хрупкость на морозе. При выборе лучшего материала для лакировки приходится часто балансировать между «за» и «против» после изучения его состава и рекомендаций по применению.
Многие специалисты, использующие постоянно лакокрасочные материалы, имеют мнение, что громкие названия лака типа «палубный», «яхтный», «корабельный» — это не более чем уловки, связанные с маркетингом, призванные привлечь покупателей, убеждая их в исключительных свойствах материала. И в самом деле, подобные категории лаков в общепринятой классификации ЛКМ отсутствуют.

Основные разновидности яхтных лаков

Каждый яхтный лак для пола можно использовать либо внутри помещений, либо снаружи их, например, в открытых беседках, на террасах, площадках и т.п. Это зависит от степени токсичности того или иного лакокрасочного материала, она в свою очередь определяется химическим составом лака.
По этому признаку лаки делятся на такие виды:

  • Алкидный лак. По статистике продаж он самый популярный. Приобретая такой лак, покупатели обычно ориентируются на низкую цену материала и его высокую износостойкость. Однако по причине высокой токсичности алкидного лака его нельзя использовать внутри помещений: на начальном этапе его высыхания в воздух выделяются токсичные пары растворителей, а потом менее опасные летучие вещества. При механических нагрузках средней интенсивности яхтные алкидные лаки могут в течение 4-5 лет сохранять привлекательный вид деревянной поверхности.
  • Уретан-алкидный лак. В его состав также входят токсичные растворители, но количество их здесь значительно ниже, чем в предыдущем материале. Поэтому уретан-алкидный лак допустимо применять для внутренних работ. Уретановые пластификаторы, входящие в состав этого материала, препятствуют испарению опасных для здоровья веществ. Кроме этого, благодаря им защитная пленка из затвердевшего лака обладает достаточной гибкостью и стойкостью к перепадам температуры. Последнее свойство делает возможным использование такого лака в системах «теплый пол». Это единственный ЛК-материал, который в таких условиях не покрывается трещинами.
  • Алкидно-уретановый лак. По его названию видно, что в материале преобладают алкидные составляющие. Благодаря им лаковое покрытие устойчиво к температурным перепадам, а добавление в лак сверх летучих растворителей увеличивает в разы скорость его высыхания. Однако за столь высокие эксплуатационные качества расплачиваться приходится чрезмерной токсичностью. Поэтому такой лак можно использовать только для полов на открытых площадках.
  • Акрилатный лак. Он имеет водную основу, минимальное содержание вредных веществ и является наиболее безопасным при сушке и эксплуатации покрытия. Для отделки поверхностей, соприкасающихся с водой, то есть по его прямому назначению, этот материал применять не рекомендуется. Тем не менее, довольно часто производители данного лака делают на нем маркировку «яхтенный», тем самым подчеркивая превосходные характеристики своего продукта. В идеале именно такой материал следует использовать для покрытия пола внутри помещений.

Условно все яхтные лаки классифицируются по степени блеска. Наилучшей отражающей способностью обладают глянцевые лаки. Покрытия, обработанные матовым материалом, не блестят, но пыль на них практически незаметна. Матовый лак в отличие от глянцевого продукта содержит в своем составе пассивный специальный наполнитель. Его частицы обеспечивают обработанной поверхности световой преломляющий эффект. Поэтому матовые лаки перед применением необходимо встряхивать или тщательно перемешивать, если тара с материалом уже вскрыта.

При работе с любым из этих материалов следует учитывать, что глянцевые лаки требуют идеальной подготовки поверхности, а матовые могут зрительно скрыть ее небольшие дефекты. Полуглянцевые и полуматовые лаки являются промежуточными вариантами продукта.

Особенности выбора яхтного лака для пола

Согласно статистике, по прямому назначению приобретается только одна из сотни банок яхтного лака. Это вовсе не удивительно: на душу населения у нас приходится не так уж много парусников и кораблей. Однако объем продаж этого материала постоянно увеличивается, что связано с растущей потребностью надежной защиты древесины в другой отрасли — отделке деревянных полов.
Ассортимент качественных яхтных лаков изобилует разнообразием, и поэтому решение о выборе того или иного материала долгое время принять сложно. В этом случае его критериями должны стать такие параметры лакового покрытия:

  1. Прочностные и износостойкие показатели;
  2. Средняя интенсивность проходимости;
  3. Степень и вид нагрузки на покрытие в период его эксплуатации (тяжесть мебели, например);
  4. Условия покрытия пола яхтным лаком (нахождение в помещении посторонних людей);
  5. Температурный и влажностный режим комнаты.

С учетом этих параметров выбранный лак должен соответствовать таким потребительским качествам, как устойчивость к влаге и перепадам температуры, противостояние ультрафиолетовому излучению и морозам. Как правило, в любой инструкции к лаку имеются его эксплуатационные характеристики, а также информация о способах нанесения материала и рекомендации по использованию продукта для тех или иных видов поверхности.
Выбирая лак для пола, нужно преследовать три основные цели: придать деревянному покрытию достойный вид, защитить его от повреждений и подобрать его цвет в тон интерьеру. Кроме того, для обеспечения защитных свойств лакового покрытия следует учесть несколько моментов: возможность обработки пола в дальнейшем, породу древесины поверхности и ее предварительную подготовку, совместимость с предыдущим покрытием (при его обновлении), условия эксплуатации пола.
При значительных нагрузках на пол следует выбирать влагостойкий и износоустойчивый лак. Материал для наружной отделки террас, беседок, открытых балконов и лоджий должен предохранять древесину их полов от воды, ветра, морозов, солнечных лучей и сезонных перепадов температуры.
Лаки для древесины мягких пород дерева должны создавать эластичное покрытие. Например, обычный паркетный лак использовать для сосновой доски не рекомендуется, так как после нанесения его твердая пленка может повредить структуру дерева. При прогибе мягких сосновых досок их поверхность отделяется от статичного лакового слоя. Он образует сколы и трещины, которые негативно влияют на сохранность всего пола. Поэтому яхтенный лак следует выбирать, учитывая породу древесины.
Другие критерии выбора лака — это его блеск и оттенок. В зависимости от планировки и освещенности помещения можно купить для пола матовый или глянцевый лак. Матовый лак подходит для просторных и светлых комнат, его оттенок способен подчеркнуть достоинства древесины. Глянцевые полы уместны в небольших и недостаточно освещенных помещениях, так как блеск отражает свет и визуально увеличивает объем комнаты.
Кроме блеска, современные лаки могут отличаться еще и цветом. Такие материалы созданы не так давно, но они сразу обратили на себя внимание многих дизайнеров, давая им дополнительную возможность свои модные идеи воплощать в оформление интерьеров.

Производители яхтных лаков

Если решение применить для пола яхтный паркетный лак принято, рекомендуется покупать продукцию тех производителей, которые минимизируют ее вред по отношению к здоровью своих клиентов. Перечень таких всемирно известных компаний приведен ниже.
TIKKURILA (Финляндия) выпускает яхтный лак трех марок:

  1. Лак марки Tikkurila Supi Saunasuoja глянцевый. Имеет акрилатную основу и один недостаток: он не стоек к ультрафиолету. Применяется материал во влажных помещениях, его расход составляет 1 л на 11-12 м2 поверхности, цена лака — 570 руб./л.
  2. Лак марки Tikkurila UNIKA SUPER полуглянцевый. Имеет уретан-алкидную основу, устойчив к перепадам температуры и УФ-излучению. Применяется для обработки наружных и внутренних поверхностей, его расход — 1 л на 10-11 м2 пола, цена — 550 руб./л.
  3. Лак марки Tikkurila UNIKA SUPER матовый. Имеет уретан-алкидную основу и превосходную устойчивость к атмосферным осадкам. Может использоваться для любых деревянных поверхностей, имеет расход 1 л на 11-12 м2 и цену от 570 руб./л.

MARSHALL (Турция) принадлежит международному концерну Akzo Nobel, главный офис которого находится в Амстердаме. Концерн имеет представительства в восьмидесяти странах мира, что говорит о высоком качестве его продукции.
Яхтенный лак компании MARSHALL представлен двумя марками:

  • Лак марки Marshall protex, глянцевый. Выполнен на алкидно-уретановой основе, мягок и пластичен, используется для наружных работ. Расход материала — 1 л на 13-14 м2 пола, цена — от 300 руб./л.
  • Лак марки Marshall Protex Yat Vernik матовый. Имеет уретан-алкидную основу, рекомендован для наружных работ, устойчив к износу и влажности, его расход — 1 л на 11-12 м2 поверхности, цена — 440 руб./л.

PARADE (Россия) выпускает яхтный лак под маркой Parade L20, глянцевый. Он имеет алкидно-уретановую основу, хорошо выделяет текстуру древесины и не желтеет. Применяется материал для наружных работ. Его расход составляет 1 л на 10 м2 пола, стоимость — от 270 руб./л.
ПРЕСТИЖ (Россия) производит лак одноименной марки. Он глянцевый, имеет алкидную основу, водоустойчив и быстро сохнет. Лак «Престиж» используется для наружных работ, его расход — 1 л на 7-9 м2 пола, цена — от 160 руб./л.
NEOMID (Россия) изготавливает глянцевый, полуматовый и матовый лак под маркой Neomid Yacht. Материалы имеют алкидно-уретановую основу, повышенную стойкость к износу и атмосферным осадкам. Используются для внутренних и наружных работ, их расход составляет 1 л на 10-13 м2 деревянной поверхности, а цена — от 190 руб./л.
POLI-R (Турция) выпускает полуматовый алкидно-уретановый лак одноименной марки. В нем оптимально сочетаются эластичность и твердость. Материал рекомендуется для наружного использования. Его расход — 1 л на 13-14 м2 пола, цена — 290 руб./л.
Кроме вышеперечисленных брендов, вполне можно доверять компании BELINKA (Словения) и еще двум российским фирмам — РОГНЕДА и НОВБЫТХИМ, которые изготавливают яхтные лаки под марками «Главный Технолог», WoodMaster, Eurotex, Dali и Акватекс.

Технология нанесения яхтного лака на пол

Перед тем как наносить яхтный лак на пол, его следует тщательно перемешать, а при необходимости разбавить уайт-спиритом.
Новый деревянный пол нужно зачистить до гладкого состояния с помощью шлифовальной шкурки, удалить древесную пыль и грязь, загрунтовать разбавленным на 20% лаком, а потом покрыть его в 3 слоя уже не разбавленным материалом.
Пол, лакированный ранее, следует очистить от грязи, зачистить до матового состояния шлифовальной шкуркой, удалить пыль и произвести на маленьком участке его поверхности контрольную лакировку. Если материал не отслаивается при высыхании, весь пол можно покрыть в 3 слоя неразбавленным лаком.
Контрольную лакировку для проверки совместимости нового и старого покрытия также следует производить на небольшом участке перед нанесением материала на ранее окрашенные или обработанные антисептиками поверхности пола. При положительном результате его следует покрыть лаком в 3 слоя. Для повышения прочности лакового покрытия каждый из последующих его слоев необходимо наносить на предварительно обработанную мелким абразивом поверхность.
Яхтный лак наносится при t=15-35°С и влажности среды менее 80% с помощью малярного валика, кисти или краскораспылителя. Время высыхания материала до «отлипа» при данной температуре составляет не более четырех часов. Каждый следующий слой покрытия наносится только после окончательного высыхания предыдущего. На один слой расходуется 80-120 г/м2 лака.
В процессе сушки деревянного пола необходимо избегать попадания на него солнечного света и устранить возможность сквозняков.
В целях безопасности при работе следует пользоваться резиновыми перчатками, а после завершения окраски пола необходимо в течение суток тщательно проветривать комнату. Емкости с лаком нужно беречь от огня и держать вдали от электрических приборов. Отходы сливать в канализацию категорически запрещено.
Как покрыть пол яхтным лаком — смотрите на видео:
Подводя итог, хочется напомнить, что любой материал необходимо применять по его назначению. Производители яхтного лака не скрывают его состав, поэтому какие-либо претензии незадачливого покупателя вряд ли увенчаются успехом. Отсюда вывод: в данном случае не стоит материал, предназначенный для наружного использования, применять внутри помещения. Ведь здоровье потом придется восстанавливать за свой счет.

Лак яхтенный

Яхтовый лак – вид лакокрасочной продукции, который отлично себя зарекомендовал не только при покраске судов, но и в быту. Лак яхтенный отличается высокой устойчивостью к агрессивным факторам окружающей среды, так как он разработан для защиты древесины, регулярно находящейся в воде. При работе с яхтенным лаком необходимо соблюдать особую технологию нанесения, чтобы покрытие надежно закрепилось на наносимой поверхности. Здесь вы сможете узнать о видах яхтовых лаков, а также ознакомиться с инструкцией по их использованию.

Яхтный лак – состав и свойства

Причиной популярности яхтного лака является исключительная стойкость данного лака к неблагоприятным воздействиям, ведь он предназначен для защиты древесины, непосредственно и постоянно контактирующей с водой.

В состав корабельного лака входят следующие вещества:

  • высококачественные смолы;
  • органические растворители;
  • специальные добавки.

Такой состав, будучи нанесенным на деревянные детали, образует на их поверхности прочную пленку.

Пленка обладает защитными свойствами:

  • не выгорает;
  • хорошо противостоит истиранию;
  • не боится химических воздействий;
  • сохраняет древесину в условиях высокой влажности.

Но все эти свойства достигаются добавлением в лак таких токсичных веществ, как толуол и ксилол. Толуол, имеющий в составе карбон и водород, при испарении отрицательно воздействует на организм, вызывая такие явления как: раздражение слизистых оболочек и головокружения. А поскольку испаряется оно очень медленно, то и воздействие оказывается длительным.

Ксилол, являясь сложным бензолом, имеет способность проникать в человеческий организм не только во время дыхания, но и через кожный покров. При этом он часто является причиной возникновения различных внутренних недугов и расстройств нервной системы.

Таким образом, очевидно, что яхтный лак является весьма опасным материалом и не должен использоваться для отделки внутренних помещений.

А вот для защиты древесины снаружи здания его можно использовать без опасений.

В настоящее время многие производители начали выпускать палубные лаки, изготовленные на основе из такого очищенного растворителя, как уайт-спирит. Он не обладает такой токсичностью, как растворители для обычного яхтенного лака, и может использоваться для внутренних работ.

Яхтный лак тому не исключение, однако, по цене, он значительно превышает обычные лакирующие составы. При этом используемые материалы не будут вредить животным.

Если раньше яхтный лак применялся только в корабельном строительстве для защиты палуб, различных деревянных деталей судов и яхтенной мебели, то сегодня он также применяется для покрытия веранд, беседок, наружных стен домов, деревянных рам, паркета и т. д.

Чтобы деревянная поверхность была полностью защищена, она должна быть тщательно покрыта лаком со всех сторон. В случае с нанесением яхтенного лака, деревянную поверхность следует предварительно пропитать поразаполняющим составом и только потом наносить слои лака.

Настоящий яхтный лак делает изделие нечувствительным к температурным перепадам, ультрафиолету, химическим и механическим воздействиям, увеличивает срок службы изделия.

Состав лака включает алкидно-полиуретановые смолы, органические растворители и химические добавки специального назначения. Глубоко впитываясь в древесную основу изделия, на поверхности образуется красивый и прочный глянцевый водоотталкивающий слой.

Яхтный лак, как правило, не имеет цвета и запаха и выпускается в двух видах: однокомпанентном и двухкомпанентном.

Хотя лак не обладает цветом, он различается по степени глянцевости: высокоглянцевый, полуглянцевый и матовый. В среднем, для достижения необходимого защитного эффекта достаточно нанести три слоя.

Виды и классификация яхтных лаков

Исходя из используемой для производства основы, которая определяет основные технико-эксплуатационные свойства, эти ЛКМ делятся на:

  • Алкидные
  • Алкидно-уретановые
  • Акрилатные
  • Акрил-уретановые

Достоинством алкидных видов является их низкая цена и достаточно неплохая износостойкость. При производстве таких материалов используются органические растворители. Средний срок службы составляет от 4 до 5 лет. Обладают высокой степенью токсичности, что делает их малопригодными для внутренних работ.

Состав алкидно-уретановых материалов включает в себя специальные пластификаторы, препятствующие выделению токсичных веществ. Они же способствуют эластичности получаемого покрытия. Возможно использование при отделке внутренних помещений, часто применяются при обработке деревянных элементов в системах теплых полов.

Лаки на основе акрила имеют водную основу и являются наиболее безопасными по токсичности. Но они наименее стойкие к воздействию влаги. Кроме того, эти ЛКМ относятся к самой высокой ценовой категории.

При обработке разными видами материалов получают следующие типы поверхности изделий:

  • Матовая поверхность
  • Глянцевое покрытие

Достоинством первого варианта является практичность дальнейшего использования. На матовых поверхностях менее заметны загрязнения, неровности, повреждения, пыль оседает не так активно. Зато глянцевые покрытия сразу придают яркий, эффектный вид обработанной конструкции. Изготавливаются также промежуточные варианты: полуматовые и полуглянцевые лаки.

По составу палубные лаки делятся на следующие виды:

  • алкидный. Алкидный лак имеет невысокую стоимость и, благодаря этому, является весьма популярным у потребителей. Он обладает высокой стойкостью к самым разным внешним воздействиям и способен глубоко проникать в древесину. Но его минусом является наличие в его составе токсичных веществ, которые долго испаряются даже после высыхания лакового слоя. По этой причине использование таких лаков для отделки интерьеров категорически не рекомендуется;

  • алкидно-уретановый. В его составе содержится много алкидов, повышающих устойчивость лакового слоя к атмосферным воздействиям и позволяющих ему быстро застывать. Такой лак высыхает в течение 5-6 часов. Но токсичность лака остается высокой, поэтому работать с ним лучше в респираторе и перчатках, иначе можно получить отравление. Поэтому для отделки помещений лак не годится;
  • уретан-алкидный. В его составе содержатся уретановые пластификаторы, препятствующие испарению токсинов и улучшающие стойкость образуемой лаком пленки к температурным перепадам. Поэтому такой лак можно использовать даже для полов с подогревом;
  • акрилатный. Изготовлен на водной основе, поэтому его токсичность минимальна. Стоимость такого состава довольно высока, ввиду его экологичности. Подобные лаки можно без опасений использовать для отделки древесины внутри дома. Правда, водостойкость и прочность образуемой лаковой пленки невелики, поэтому в качестве защиты деревянных судов лаки данного типа не используются.

Процесс нанесения яхтного лака

После нанесения первого слоя должно пройти не менее 5 часов, прежде чем можно будет наносить следующий. Расход яхтных лаков зависит от впитываемости поверхности и варьируется от 100 до 150 гр./м2.

В процессе использования яхтного лака его следует постоянно помешивать. После нанесения последнего слоя должно пройти от 5 до 7 суток, прежде чем можно будет пользоваться обработанной поверхностью. Наиболее популярны в России яхтные лаки шведского, турецкого и финского производства.

Производители яхтных лаков заявляют, что это покрытие в течение 5-7 лет способно защищать дерево от влаги и внешних воздействий, а по истечении указанного срока, необходимо поверхность зачищать и лакировать её заново.

Использование яхтного лака для внутренних работ по дереву рекомендуется в нежилых помещениях. Из-за высокой токсичности веществ, входящих в его состав, он весьма небезопасен для человека.

В общепринятой классификации лакокрасочных материалов отдельно данной категории нет. Поэтому при выборе варианта применения яхтного лака для внутренних работ по дереву стоит позаботиться о том, чтобы он не нанес вреда здоровью окружающих людей.

Часто применяют при обработке деревянных конструкций, эксплуатируемых на открытом воздухе. Он отлично подойдет для покрытия садовой мебели. Так как, основные токсичные составляющие яхтного лака являются достаточно летучими веществами, то применение его на открытом воздухе не представляет опасности для здоровья. Такой вид лакокрасочного материала отлично подходит для обработки деревянных фасадов зданий и сооружений.

Яхтный лак – этот вид ЛКМ отлично зарекомендовал себя не только в судостроении. Сегодня он вышел «за борт» кораблестроительства и применяется везде, где нужно защитить дерево от неблагоприятных факторов, в первую очередь, конечно, влаги. В наше время яхтным лаком красят мебель, бани, вагонку на даче, кухонные шкафчики.

Premia – яхтный лак, производимый объединением «Ярославские краски». В состав этого лака алкидно-уретановые смолы, уайт-спирит, УФ-фильтры, вещества, ускоряющие сушку, а так же биоциды и фунгициды. Кроме того, рецептура яхтного лака Premia позволяет защитить поверхность, обработанную лаком, от выцветания на солнце. В настоящее время этот лак относится к числу лучших образцов яхтных лаков российской ЛКМ-промышленности.

Яхтный лак часто используется в качестве финишного лака. Почему финишный? Да все просто – он производится на полиуретановой основе, поэтому после сушки не липнет. Так что купить яхтный лак в Минске сегодня стремятся и те мастера, кто «в теме», и простые домохозяйки, которым надо подновить стул или скамейку.

При работе с яхтным лаком важно помнить о мерах предосторожности и о качественной предварительной подготовке. Прежде чем наносить лак, поверхность тщательно зачищают остатков старого лакового покрытия, грязи, плесени и грибков, затем шлифуют.

На отшлифованную поверхность наносят слой грунтовки – таким образом последующие слои лака будут ровными и гладкими. Нередко в качестве грунтовки используется сам лак – подготовительная смесь создается из лака и уайт-спирита в соотношении 5 : 1.

Перед нанесением лак тщательно перемешивают. Потом наносят пробник – лакируют небольшой участок поверхности, чтобы оценить соответствие цвета и нюансов покрытия желаемому.

Мастера рекомендуют наносить яхтный лак как минимум в три слоя. Одной из особенностей яхтного лака является длительный период его высыхания. Так что между нанесениями слоев должно пройти как минимум 10, а в идеале 12 часов. Общее же время высыхания после завершения работ должно быть не менее недели.

Яхтный лак наносят кистью, валиком либо распылителем. В последнем случае его разводят уайт спиритом (10%). Чтобы избежать трещин, яхтный лак наносят ТОЛЬКО на сухую поверхность, соблюдая оптимальный температурный режим

(от +5 до +20 С)

Разбавить, развести или растворить

На первый взгляд, разницы никакой. С помощью специального средства мы приводим лаковую субстанцию в «рабочее состояние». Растворителем называется жидкость, которая растворяет засохший лак, приводя его из твердого состояния в жидкое. Разбавителем же мы пользуемся, если требуется изменить (снизить) вязкость красок.

Некоторые виды органических элюентов выступают в обеих ролях, но некоторые могут быть действенны в одной задаче и абсолютно бесполезны в другой. Так, например, уайт-спиритом можно разбавить составы полиуретановых, алкидных и масляных групп. Но если лак засох, растворить его уайт-спиритом не получится.

С помощью уайт-спирита можно разбавить некоторые лаки

А вот шеллаки, напротив, одинаково растворяются и разбавляются денатуратами. Но не будем вдаваться в столь тонкие подробности.

Если требуется совет о том, чем разбавить лак или, что использовать для разведения красок, лучше проконсультироваться со специалистами в этой области.

Предлагаем предметно рассмотреть, какие растворители требуется применить в конкретных случаях.

Полиуретановые смеси

В составе полиуретановых лаков, красок, грунтовок, клеев и прочее содержится полиуретан – современный полимер. Совокупность его свойств превосходит такие известные материалы, как каучук, пластмасса, резина, металл. Для получения лакокрасочных и клеящих растворов высокой прочности, в промышленном производстве он (полиуретан) смешивается со специальными химвеществами.

Немало производится полиуретановых лаков и на водной основе. Эта паркетная химия отличается экологичностью и нетоксичностью.

В случае необходимости сделать вещество более жидким, в качестве разбавителя полиуретановых составов можно воспользоваться:

  • толуолом;
  • ксилолом;
  • ацетоном;
  • элюентами типа Р-4, Р-5.

Не рекомендовано добавлять спирты, воду, элюенты типа 646.

Ацетон — хорошее средство для разбавления полиуретановых лаков к содержанию

Алкидные смеси

У алкидных составов хорошая адгезия, влагостойкость, нечувствительность к ультрафиолету, прочность. Их можно применять для наружных и внутренних работ. В алкидных смесях есть основной компонент, органические растворители, сиккативы (для скорейшего высыхания), добавки. Основным компонентом может быть:

  • пентафталевая смола;
  • глифталевая смола с хлопковым маслом;
  • смесь меламиноформальдегидных и алкидных смол.

Для усиления свойств материалов элементы алкидных смол нередко включаются в состав многокомпонентных лаков, красок, эмалей. Традиционным разбавителем здесь выступает уайт-спирит.

Битумные смеси

Битумный лак – это смесь битума специальной марки, различных смол и масел. После высыхания на поверхности образуется прочная черная пленка, влагостойкая, невосприимчивая к химическому воздействию. Он считается довольно новым в бытовом использовании материалом. Относится к категории недорогих. Он чаще применяется в качестве антикоррозийного защитного слоя.

Для деревянных поверхностей используется, когда не требуется подчеркивать природную текстуру основы (вместо красок). Битумный материал нашел применение в качестве декоративного покрытия для эффекта состаривания поверхностей (патина). Еще одна уникальная особенность битумных смесей – холодная склейка. Разбавляется битумный раствор уайт-спиритом.

Чтобы он не загустел при хранении, тара должна быть герметичной. Место хранения должно быть темным (без прямого солнечного излучения), с умеренной температурой и влажностью воздуха.

Битумный лак очень хорошо защищает поверхность от влаги и химических воздействий, разбавляется уайт-спиритом к содержанию

Яхтные лаки

Яхтный (или яхтенный) лак является одним из самых действенных средств защиты поверхностей из натуральной древесины. Уже из названия понятны особенности сферы, где он применяется. Вместе с тем, яхтный составотлично подходит для работ по дереву внутри и снаружи любых объектов (не только лодок, катеров, яхт). Он невосприимчив к влаге, температурам, агрессивным средам.

Яхтный лак. Основные свойства:

  • высокая степень защиты деревянных конструкций;
  • физико-механическая невосприимчивость к влиянию внешних сред;
  • долговечность, продление срока службы древесины.

Чтобы добиться таких результатов, при производстве материала используются токсичные химические элементы (толуол, ксилол). Различают несколько технологий производства:

  • алкидный яхтный (на основе органического растворителя уайт-спирита);
  • уретан-алкидный яхтный (элюент тот же, но в меньших количествах);
  • алкидно-уретановый яхтный (растворяющие добавки обладают сильной летучестью);
  • акрилаты (составы на водной основе).

Разбавляет яхтный лак уайт-спиритом, не более 5% от общего объема. Растворитель действует на вещество только в свежем виде. После высыхания лаковое паркетное покрытие станет невосприимчивым.

Лак для яхт, лодок, катеров имеет высокую износостойкость и также разбавляется уайт-спиритом к содержанию

Чем снять засохший лак

Выше, в основном, перечислены способы улучшить консистенцию, если лак загустел. А что нужно делать для снятия лаков и красок с малярных инструментов? Можно ли синтетический материал удалить с древесины уже после нанесения?

Старый мебельный или паркетный лак удалить с поверхности древесины просто не получится. Обычно там, где это возможно, используются циклевка или шлифовка. Для немеханического снятия тип растворяющего вещества подбирается индивидуально. Учитывается основной состав и химические свойства лакировки.

Простейший способ снятия непригодного уже паркетного защитного покрытия – использование специальной смывки. Вещество представляет собой химическую смесь. Можно воспользоваться жидкостью, гелем или порошком. С простейшими видами лакокрасочных материалов справляется ацетон. Для снятия шеллака больше подойдет денатурат.

Сначала жидкость, гель или порошок наносятся на лаковую поверхность. Затем нужно дождаться размягчения пленки. Для ускорения процесса рекомендовано накрыть обработанную поверхность полиэтиленом. Спустя некоторое время (от 40 минут до 4 часов), старый лак начнет вспучиваться, темнеть. Что делать дальше?

Для снятия размягченного лака удобнеевоспользоваться шпателем. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить деревянную поверхность. Что делать, если с первого раза старое защитное покрытие удалилось не полностью? При необходимости обработку можно повторить.

Для снятия остатков вещества с малярных инструментов используются:

  1. Теплым водно-мыльным раствором по свежему смывается паркетный лак на водной основе;
  2. Уайт-спирит, керосин, скипидар подходят для большинства лакокрасочных материалов на основе органических растворителей. Остатки веществ хорошо выполаскиваются, затем инструмент промывается каким-нибудь средством бытовой химии и хорошенько прополаскивается в воде.

Выбирая тип элюента для разведения лакокрасочных смесей, важно внимательно изучить состав, а также воспользоваться рекомендациями производителя, указанными на упаковке.

Не стоит забывать о средствах индивидуальной защиты, особенно если предстоит работа с сильно пахнущими, быстросохнущими составами. Проветривание помещения во время и после работы убережет от отравления токсическими парами. Хранить эти материалы нужно подальше от детей.

Яхтный лак — это особая разновидность финишных покрытий. Он применяется для лакирования корпусов и внутренней обшивки яхт, деревянных лодок и кораблей. Подобные средства характеризуются чрезвычайной прочностью и гибкостью, за счет чего одного нанесения хватает на 5-7 лет эксплуатации.

Существует мнение, что названия «яхтенный лак», «корабельный лак» — всего лишь маркетинговая уловка. Сейчас сфера применения яхтных лаков серьезно расширилась, их используют как на производстве, так и для обработки мебели, полов и других изделий в быту.

Основное назначение лака — защита древесины от негативного действия внешних факторов. Поэтому в его состав вводятся специальные вещества, обеспечивающие такие свойства на достаточном уровне. Для получения высокой водостойкости средство содержит ксилол, толуол или другие токсичные бензольные соединения. Именно из-за них лак нельзя использовать внутри помещений, хотя по мере испарения покрытие становится безопасным для организма. Основной же составляющей яхтного лака могут быть различные полимеры — алкиды (синтетические смолы на основе фталевой кислоты), уретаны и т. д.

Понятие «яхтный лак» или «палубный лак» применимо для всех средств, которые отличаются повышенной атмосферостойкостью и предназначены для деревянных изделий. Материалы этой группы характеризуются такими свойствами:

  1. Высокая адгезия с основанием. Лаковая пленка надежно сцепляется с поверхностью, не отшелушивается, не трескается с течением времени.
  2. Прочность и твердость. Благодаря этим качествам лак не реагирует на царапины, не повреждается от иных видов механического воздействия и длительно служит.
  3. Эластичность. После высыхания материал способен в некоторой степени смещаться вслед за изменениями положения подложки. Данное свойство помогает лаковой пленке не трескаться, не отслаиваться даже при сильной усадке древесины.
  4. Абразивостойкость. Яхтный лак устойчив к истиранию, поскольку имеет хорошую пластичность и прочность на растяжение.
  1. Влагостойкость. Пленка отталкивает воду, защищает древесину от намокания и набухания, предотвращает гнилостные процессы и появление плесени.
  2. Противодействие микроорганизмам. Благодаря лаковому покрытию подводная часть судов не обрастает водорослями, грибковыми колониями, на ней не селятся другие водные организмы. Это помогает экономить топливо и продлевать срок службы древесины. Данное свойство достигается посредством введения в состав биоцидов, которые не вымываются водой и не растворяются в ней.
  3. Стойкость к УФ-излучению. Лак включает добавки, которые поглощают ультрафиолет и трансформируют его в тепловую энергию. Также в составе есть световые стабилизаторы (амины), связывающие свободные радикалы и не дающие последним разрушать лаковую пленку.

В бытовые средства, которые применяются для защиты мебели и прочих предметов обихода, нередко вводятся инсектициды. Они предотвращают появление мух, иных насекомых и размножение личинок в древесине.

Яхтный лак идеально подходит для обработки лодок, катеров, иных деревянных судов, причем как снаружи, так и во внутреннем пространстве. В быту он тоже пользуется большой популярностью и применяется для защиты деревянных, древесно-стружечных материалов, которые эксплуатируются в сложных погодных условиях. Корабельным лаком обрабатывают такие изделия:

  • деревянную мебель;
  • садовые сооружения;
  • заборы;
  • фасады домов;

  • несущие конструкции мансард, беседок;
  • скамейки, фигуры из дерева;
  • окна и двери;
  • составляющие каркасных строений.

Несмотря на присутствие вредных веществ, яхтенный лак часто используют для защиты напольных покрытий из дерева для придания им стойкости к царапинам, истиранию. Нужно учесть, что во время сушки проживание в помещении категорически противопоказано, все яхтные лаки являются токсичными!

Виды и лучшие марки

В зависимости от степени отражения света лаки делятся на такие типы:

  • глянцевые — отлично отражают световой поток, смотрятся красиво, но требуют особого ухода и тщательной подготовки поверхности перед нанесением;
  • полуглянцевые и полуматовые — хуже отражают свет, имеют умеренно выраженный блеск;
  • матовые — практически не блестят, хорошо маскируют загрязнения, визуально скрывают дефекты и неровности основы.

Кроме того, все лаки классифицируются в зависимости от основного химического вещества, которое входит в их состав, на алкидные, уретан-алкидные, алкидно-уретановые и полиуретановые.

Алкидный лак

Этот корабельный лак содержит наиболее токсичное соединение — бензол, поэтому может применяться исключительно для наружных работ. Пары бензола выделяются даже после застывания лаковой пленки, в течение нескольких месяцев воздействуя на организм человека. Алкидные лаки используют для покрытия деревянных заборов, крыш, наружной части беседок. При умеренных механических и физических нагрузках покрытие служит около пяти лет.

Это — продукт совместного российско-германского производства, отличающийся высоким качеством. Он содержит не только алкиды, но и полиуретановые добавки, усиливающие эластичность, стойкость к атмосферному воздействию и агрессивным факторам. Лак применяется для обработки подводной и надводной части судов. Достоинства состава очевидны:

  • высокие противоударные, защитные свойства;
  • стойкость к точечному воздействию и царапанию;
  • красивый глянец без желтизны.

Средство долго сохнет (до 3 суток), при этом выделяет стойкий неприятный запах. При попадании на кожу может спровоцировать ее пересушивание и появление трещинок.

Лаки этой марки представлены в разных вариациях по типу светоотражения — матовые, полуматовые, глянцевые, причем стоимость матовых средств на порядок выше. Средства удобно наносить благодаря жидкой текстуре, они быстро впитываются в дерево, не меняя его оттенок, не вызывая пожелтения. Лаки характеризуются прочностью к механическому воздействию, отличной переносимостью пресной и соленой воды. Недостаток — высокий расход (100-180 г/кв. м) и необходимость наносить в 3-4 слоя.

Уретан-алкидный лак

В составе такого лака уменьшено количество алкидов за счет добавления пластифицирующих веществ (уретанов). Они безвредны для здоровья, так как не выделяют токсинов. Благодаря изменению состава уретан-алкидные лаки подходят для внутренних работ по дереву, конечно, при строгом соблюдении мер безопасности. Затвердевшая пленка не реагирует на агрессивные климатические факторы, осадки, смену температур, сохраняя защиту до 10 лет. Лаки не боятся нагрева, поэтому после высыхания подходят даже для подогреваемых напольных покрытий.

Состав производится в России («Ярославские краски»). Он быстро сохнет, защищает древесину от ультрафиолета, не дает разводов после застывания. Материал является стойким к действию соленой воды, имеет малый расход (75-100 мл/кв. м), подходит для нанесения ручным и механизированным способом. Выпускается в глянцевом, полуглянцевом, матовом виде. Минус — высокая цена.

Лак производится в Эстонии, по консистенции похож на гель. Наносить его можно без снятия старых покрытий. После засыхания дает глянец, подчеркивающий красоту древесины. Подходит для наружных и внутренних работ, стоек к появлению трещин, истиранию, хотя и не годится для напольных покрытий. Готовую пленку можно мыть с применением бытовой химии. Минусы — необходимость в нанесении трех слоев (иначе прочность будет недостаточной), средняя степень укрывистости, высокая цена.

Алкидно-уретановый лак

Данный тип лаков считается самым популярным для наружных работ по дереву. В составе алкидно-уретановых средств уретанами замещена только одна часть алкидов, поэтому они остаются высокотоксичными. Тем не менее, износостойкость материалов повышается, как и влагостойкость, устойчивость к влиянию щелочей. Для оптимизации технических свойств в алкидно-уретановые лаки вводят антиоксиданты и сиккативы.

Poli-R

За счет присутствия большого количества УФ-фильтров данный лак практически не реагирует на действие солнечного излучения. Средство имеет уникальное свойство — может сглаживать неровности древесины, поэтому ухаживать за изделием будет проще. Плюсы лака таковы:

  • малый расход, низкая цена;
  • отсутствие липкости после сушки;
  • нанесение без подтеков, разводов;
  • густая текстура, возможность разводить растворителем;
  • долгий срок службы (9 лет).

К сожалению, лак может со временем пожелтеть, а его запах выветривается только по истечении нескольких дней.

«Радуга-Maler»

Лак характеризуется максимальной влагостойкостью, надежностью сцепления с подложкой, стойкостью к изменению температуры. Он довольно густой, не течет даже по вертикальным основаниям, не выделяет резкого запаха, чем сильно отличается от «собратьев». Средство подчеркивает рисунок древесины, быстро сохнет (за сутки), не трескается, не тускнеет. Для полноценной защиты дерева нужно нанести 3-4 слоя лака, к тому же его расход довольно большой.

Это средство, в отличие от стандартных яхтных лаков, имеет небольшую водостойкость, поэтому применяется только для обработки надводной части судов. Наиболее распространено его использование в жарком климате для защиты бытовых и промышленных деревянных конструкций. Благодаря слабому запаху лак подходит даже для внутренних работ. Его достоинства таковы:

  • наносится любым способом;
  • имеет матовый вид;
  • легко разбавляется растворителем;
  • содержит мощные УФ-фильтры;
  • имеет минимальный расход (около 60 мл/кв. м);
  • высыхает на отлип уже за 3 часа.

Полиуретановый лак

Основой таких лаков являются полиуретановые смолы, которые характеризуются эластичностью, прочностью, износостойкостью. За счет высокой адгезии они надежно сцепляются даже с гладкими основаниями. Некоторые средства являются полиуретан-акриловыми: в них добавлены акрилатные смолы, и такие лаки могут похвастаться отсутствием запаха и безопасностью для человека.

Английский состав для наружного применения подходит не только для древесины, но и для камня, кирпича, иных фасадных материалов. Как и другие яхтные лаки, он создает прочную эластичную пленку, которая не портится от механического влияния, температурных перепадов, УФ-излучения. Средство особенно прочное в отношении истирания, ударных нагрузок, сохнет за 2-4 часа. Минусы — дороговизна, присутствие большого количества органических растворителей, вредность.

«Ролакс»

Украинский яхтный лак для дерева и металла с добавлением противогрибковых компонентов. Останавливает процессы гниения в дереве, продлевает срок его службы, имеет небольшой расход — около 80 мл/кв. м. Ложится без разводов, не течет, дает практически зеркальный блеск. Минусы — неприятный запах, долгая сушка.

Данное средство отличается от аналогов очень длительной сушкой — до 14 суток. Такая особенность связана с наличием в составе специальных добавок, обеспечивающих уникальную влагостойкость. Покрытие не разрушается даже от непрерывного нахождения в воде до 7 суток. Обычно состав применяется для бытовых целей. Он может наноситься прямо на старые покрытия, подлежит колеровке (при необходимости), легко разводится, имеет высокую атмосферостойкость. Реализуется в глянцевом и шелковисто-матовом вариантах.

Преимущества и недостатки

Использование яхтных лаков имеет массу преимуществ, благодаря чему составы являются востребованными в самых разных отраслях. Вот основные плюсы средств:

  • прекрасная совместимость с деревом, надежное сцепление с любыми пиломатериалами и древесно-стружечным сырьем;
  • быстрое пропитывание основы и длительное нахождение в ее структуре;
  • неподверженность влиянию солнечных лучей, отсутствие выгорания и разрушения;
  • отталкивание воды, профилактика гниения и заплесневения;
  • высокая эстетическая привлекательность, ухоженность внешнего вида изделия;
  • предотвращение появления сколов, царапин, повреждений от химических веществ — щелочей, солей, кислот;
  • сравнительно низкая стоимость обработки, экономичность.

Недостатки связаны с присутствием вредных веществ в составе. Органические растворители токсичны, пагубно влияют на здоровье человека. В результате сфера применения спецсредств остается ограниченной.

Если древесина была мокрой, степень защиты от лакировки резко снижается, поэтому для изделий из свежего дерева корабельные лаки не подходят. Многие средства не переносят действие мороза, становятся хрупкими.

Способы фасовки

Чаще всего в продаже встречаются лаки в банках, для нанесения которых нужно покупать щетки или валики. Они могут иметь большой объем, что удобно для лакирования габаритных поверхностей. Также производители делают средства в аэрозольной форме, упакованные в баллончики. Они комфортны в применении, практичны, хотя цена их в пересчете намного выше.

Перед приобретением лака нужно заранее определиться с его назначением. Если работа проводится на воздухе, можно выбрать алкидный или алкидно-уретановый состав. Для внутренних работ рекомендуется купить уретан-алкидный лак. Тип обрабатываемой поверхности тоже влияет на выбор состава. Так, полиуретан-акриловые средства подходят для домашней мебели из натурального дерева, алкидные и их производные — для садовых скамеек, беседок, качелей.

Пол из древесины лучше обработать качественным уретан-алкидным корабельным лаком, при этом тщательно проветривая помещение. Глянцевые покрытия выглядят более празднично и привлекательно, матовые — стильно и элегантно. Если требуется лак с максимальной влагостойкостью, стоит обратить внимание на марки Belinka, Alpina, Eskaro.

Инструкция по нанесению

Работы в помещениях или на улице можно производить только при положительных температурах, причем оптимальным считается диапазон +15…+30 градусов. Влажность во время нанесения средств не должна превышать 80%.

Как определить расход раствора

Обычно точный расход вещества указывается производителем на упаковке. Стандартным расходом является 60-130 мл/кв. м. Этот показатель может меняться в зависимости от таких факторов:

  • качество шлифовки — чем оно выше, тем меньше состава израсходуется;
  • тип материала — пористые породы (орех, ясень) требуют большего количества средства;
  • вязкость — жидкого лака нужно меньше, чем густого;
  • инструменты для нанесения — краскопульт потратит меньше лака, чем ручные приспособления.

Выбор инструментов

Для нанесения спецсредства требуются инструменты, и только составы в баллончиках наносятся методом обычного распыления.

Кисточка

Это — простой и доступный инструмент для малярных работ. Она может иметь синтетическую или натуральную щетину разной длины. Если щетинки натуральные, при работе придется часто отжимать кисть, ведь она имеет свойство накапливать жидкость. Искусственные материалы дают более гладкое и ровное покрытие, являются стойкими к износу и лучше подходят для наружных работ.

Валик

Для больших площадей идеальны валики. Нужно приобретать инструменты с коротким ворсом, которые не вызывают потеков и не деформируются. Чтобы пленка была более равномерной и плотной, стоит покупать небольшие валики. Для обработки фасадов используют крупные изделия.

Краскопульт

Это удобное приспособление отлично подходит для лакировки поверхностей, особенно в труднодоступных местах. Состав наносят методом распыления, благодаря чему покрытие получается красивым, равномерным, качественным.

Подготовка древесины

Начинать лакировку следует с подготовки древесины. Если ее влажность выше 20%, материал обязательно подвергают сушке строительным феном или в особых камерах. Далее очищают изделие от грязи, пыли, любых пятен и жира. Производят шлифование основы наждачкой или шлифовальной машинкой. Устраняют участки плесени, грибка, производят их обработку антисептиком.

Грунтовка

Чтобы снизить пористость древесины, ее грунтуют специальным порозаполняющим грунтом. Кроме прочего, он улучшит адгезию спецсостава с подложкой и уменьшит его расход. После грунтования лакируют небольшой участок изделия: если дерево продолжает сильно впитывать лак, наносят грунт еще в один слой.

Покрытие лаком

После вскрытия банки состав перемешивают деревянной лопаткой, что исключит расслаивание. Если масса слишком густая, добавляют растворитель — сольвент, уайт-спирит, скипидар. Каждый слой должен подсыхать 2-6 часов (точное время указано в инструкции), после чего его шлифуют наждачкой и наносят новый слой. Затем пленке дают окончательно просохнуть.

Меры безопасности

Без средств индивидуальной защиты работать с лаками нельзя! Лишь при уличной обработке древесины малотоксичными веществами можно трудиться без респиратора и очков. Для снижения риска попадания состава на кожу лучше применять защитные приспособления, в том числе — перчатки, спецодежду. При соблюдении технологии лаковое покрытие будет выглядеть эффектно и прослужит много лет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *